+7-926-607-25-95 /

Устройство часового механизма

Главная составляющая механизма часов – это платина, необходимая для крепления всех остальных деталей. Как правило, диаметр платины будет равен калибру часов. Условно можно разделить часы на мужские, в которых диаметр платины будет больше 22 миллиметров и женские (до 22 миллиметров). В старинных часах платина чаще всего изготовлена из латуни, а уже в современных – из пластмассы. Платина редко выходит из строя, а, значит, при реставрации или ремонте часов её редко требуется заменять. Для фиксации всех деталей к платине необходимы мосты.

Колесная система, которую еще называют ангренаж, включает в себя четыре (иногда более) колеса: центральное, промежуточное, секундное и анкерное. Строение колес, как правило, одинаково, вне зависимости от их предназначений. Промежуточное колесо располагается, как правило, между центральным и секундным. Любое колесо состоит из трех частей – оси, полотна и триба. Во время ремонта антикварных часов важно знать, в каких именно комбинациях эти части разных колес зацепляются друг с другом.

Самая важная часть механических часов – это двигатель. На сегодняшний день известно два вида – гиревой и пружинный двигатели. Гиревой считается более точным. Он применяется в механизмах стационарных часов, например, в напольных, поскольку имеет достаточно большой размер и сложное строение. Чаще всего требуется ремонт напольных часов именно из-за поломок именно такого двигателя. Гиревой двигатель состоит из, соответственно, гири и цепи, которая как раз и ломается. При длительном использовании звенья этой цепи расходятся и необходимо их подтягивать.

А вот двигатель пружинный, напротив, менее точный. Но благодаря компактным размерам, этот двигатель активно применяется как в наручных, или карманных, часах, так и в настенных. В механизм пружинного двигателя входят всего три детали – непосредственно пружины, вал и барабан. Функция барабана заключается в защите остальных деталей от пыли и грязи. По периметру барабана расположены зубья, которые и передают энергию на систему колес.

Спуск в часовом механизме – это превращение вращения колес в движение маятника. Он невозможен без анкерной вилки, состоящей из оси, тела, рожек, копья и паллет. Из-за сложного строения вилки часто случаются поломки – зазор между деталями анкерного спуска может быть недостаточным или зубья изнашиваются, а иной раз просто хрупкость деталей вынуждает делать ремонт часов, как жильных, так и наручных.

Колебательная система имеет два вида строения – баланс и маятник, в зависимости от вида изделия. Наручные, карманные и настольные каминные часы включают в себя баланс, а в настенных и напольных используется маятник. Он гораздо проще по своему строению – состоит из стержня из дерева или металла, на концах которого крючок и линза. Баланс имеет более сложное строение и, соответственно, чаще требует ремонта. Составные части баланса – это ось, обод, ролик и спираль. Последняя ломается чаще всего. Спираль может быть неправильно установлена и соприкасаться с ободом, в механизм может попасть пыль или детали могут слипнуться из-за обилия смазки – вот основные проблемы, ведущие к ремонту каминных часов.